Функцию-член можно объявить в любой из секций public, private или protected тела класса. Где именно это следует делать? Открытая функция-член задает операцию, которая может понадобиться пользователю. Множество открытых функций-членов составляет интерфейс класса. Например, функции-члены home(), move() и get() класса Screen определяют операции, с помощью которых программа манипулирует объектами этого типа.
Поскольку мы прячем от пользователей внутреннее представление класса, объявляя его члены закрытыми, то для манипуляции объектами типа Screen необходимо предоставить открытые функции-члены. Такой прием – сокрытие информации – защищает написанный пользователем код от изменений во внутреннем представлении.
Внутреннее состояние объекта класса также защищено от случайных изменений. Все модификации объекта производятся с помощью небольшого набора функций, что существенно облегчает сопровождение и доказательство правильности программы.
До сих пор мы встречались лишь с функциями, поддерживающими доступ к закрытым членам только для чтения. Ниже приведены две функции set(), позволяющие пользователю модифицировать объект Screen. Добавим их объявления в тело класса:
class Screen {
public:
void set( const string &s );
void set( char ch );
// объявления других функций-членов не изменяются
};
Далее следуют определения функций:
void Screen::set( const string &s )
{ // писать в строку, начиная с текущей позиции курсора
int space = remainingSpace();
int len = s.size();
if ( space < len ) {
cerr << "Screen: warning: truncation: "
<< "space: " << space
<< "string length: " << len << endl;
len = space;
}
_screen.replace( _cursor, len, s );
_cursor += len - 1;
}
void Screen::set( char ch )
{
if ( ch == '\0' )
cerr << "Screen: warning: "
<< "null character (ignored).\n";