С++ для начинающих



         

Область видимости класса при множественном наследовании


Как влияет множественное наследование на алгоритм просмотра области видимости класса? Все непосредственные базовые классы просматриваются одновременно, что может приводить к неоднозначности в случае, когда в нескольких из них есть одноименные члены. Рассмотрим на нескольких примерах, как возникает неоднозначность и какие меры можно предпринять для ее устранения. Предположим, есть следующий набор классов:

class Endangered {

public:

   ostream& print( ostream& ) const;

   void highlight();

   // ...

};

class ZooAnimal {

public:

   bool onExhibit() const;

   // ...

private:

   bool highlight( int zoo_location );

   // ...

};

class Bear : public ZooAnimal {

public:

   ostream& print( ostream& ) const;

   void dance( dance_type ) const;

   // ...

};

Panda объявляется производным от двух классов:

class Panda : public Bear, public Endangered {

public:

   void cuddle() const;

   // ...

};

Хотя при наследовании функций print() и highlight() из обоих базовых классов Bear и Endangered имеется потенциальная неоднозначность, сообщение об ошибке не выдается до момента явно неоднозначного обращения к любой из этих функций.

В то время как неоднозначность двух унаследованных функций print() очевидна с первого взгляда, наличие конфликта между членами highlight() удивляет (ради этого пример и составлялся): ведь у них разные уровни доступа и разные прототипы. Более того, экземпляр из Endangered – это член непосредственного базового класса, а из ZooAnimal – член класса, стоящего на две ступеньки выше в иерархии.

Однако все это не имеет значения (впрочем, как мы скоро увидим, может иметь, но в случае виртуального наследования). Bear наследует закрытую функцию-член highlight() из ZooAnimal; лексически она видна, хотя вызывать ее из Bear или Panda запрещено. Значит, Panda наследует два лексически видимых члена с именем highlight, поэтому любое неквалифицированное обращение к этому имени приводит к ошибке компиляции.

Поиск имени начинается в ближайшей области видимости, объемлющей его вхождение. Например, в коде




Содержание  Назад  Вперед